Дизайнерское искусство

 

 

МОУ «Челутайская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

 

«Дизайнерское искусство»

 

 

 

Руководитель: Базаржапов Б.Б.

учитель изобразительного искусства

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ

 

Методического пособия «Занятия в школе дизайнера» 5-9 классы/ авт. -сост. Е.Г. Верешинникова. Р.В. Игнатьева. –Изд.2-е – Волгоград : Учитель,20011 -151. с.

 

Дополнительная литература

  1. Ушакова, Ю. С. История русской архитектуры / Ю. С. Ушакова. — СПб. : Стройиздат,
  2. Хаханова, Л. П. Из истории интерьера жилого дома / Л. П. Хаханова // Школа и произ­водство.-1996. ~№ 1.-С. 61.
  3. Хаханова, Л. П. Искусственное освещение в интерьере жилого дома / Л. П. Хаханова // Школа и производство. — 1997. — № 5. — С. 72.
  4. Степанова, Т. Н. Декупаж на уроках технологии / Т. Н. Степанова // Школа и произ­водство. — 2010. — № 2. — С. 48.
  5. Сальникова, Т. Н. Рамки для фотографий в технике рельефной пластики / Т. Н. Сальни­кова // Школа и производство. — 2005. — № 8. — С. 31.
  6. Носкова, С. Ю. Цветочные композиции /СЮ. Носкова // Школа и производство. — -№3.- С. 46.
  7. Лазарева, Т. Ф. Комнатные растения в интерьере жилого дома / Т. Ф. Лазарева, С. И. Ки-перман // Школа и производство. — 1997. — № 1. — С. 75.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОГРАММЕ «Дизайнерское искусство»

 

Наблюдая за работой дизайнеров, которые, оформляя интерьеры жилых и офисных помещений, широко используют изделия из природного материала, руководствуются правилами гармонизации пространства фэн-шуй, умело сочетают цвета и добавляют элементы декора, хочется узнать больше о дизайнерском искусстве и научиться самому создавать оригинальные композиции.

 

Познакомить учащихся с широким спектром работы дизайнера поможет программа дополнительного образования «Дизайнерское искусство». Программа рассчитана на детей среднего  школьного возраста, план занятий предполагает примерно 1 ча­с в неделю. Курс состоит из нескольких модулей:

  1. Дизайн интерьера:
  2. Дизайн открытого пространства.
  3. Тюнинг автомобиля.
  4. Дизайн костюма.
  5. Фитодизайн.

Содержание данных разделов позволяет ознакомить уча­щихся с различными направлениями работы дизайнера, с объек­тами труда, с законами композиции; развить способности, по­зволяющие использовать полученные знания и умения при ре­шении конкретных задач.

 

Занятия подразумевают знакомство с основными объектами труда дизайнера: транспортом, мебелью, интерьером, организа­цией открытого пространства, фитодизайном. На занятиях уча­щиеся познакомятся с основными законами композиции, с зако­нами цветоведения;  научатся  определять  стиль  в  интерьере и выделять зоны жилого пространства; познакомятся с понятием «фэн-шуй» и научатся пользоваться нехитрыми правилами ор­ганизации быта и своего пространства. Слушатели курса позна­комятся с определением «тюнинг автомобиля», с областью его применения. Изучая раздел «Ландшафтный дизайн», учащиеся научатся зонировать пространство на садовом участке и оформ­лять его в соответствии с назначением; попробуют создать ди­зайн клумбы, подбирая цветы по таблице вегетации растений.

 

На занятиях по теме «Дизайн костюма» учащиеся познако­мятся с основными и выразительными средствами оформления костюма, научатся определять стиль костюма, а также его пред­назначение. Фитодизайн поможет разобраться в цветочном мно­гообразии. Окунувшись в историю составления букета и позна­комившись с правилами составления композиции из цветов, де­ти научатся составлять букет из искусственных цветов.

Целями занятий являются развитие художественно-эстетического вкуса при оформлении интерьера и ландшафта, со­ставлении композиции костюма и букета; знакомство с работой дизайнера.

Задачи данного курса:

  • познакомить с основными законами композиции;
  • научить пользоваться законами цветоведения;
  • привить вкус в оформлении интерьера и создании костюма;
  • научить пользоваться теорией фэн-шуй.

 

Учебно-тематический план

 

Темы Кол-во часов
1 2
1.   Дизайн как средство моделирования предметной среды

2.   Основы композиции

3.   Стили оформления интерьера

4. Гармонизация пространства по фэн-шуй

5. Сочетание цвета в интерьере

6. Композиция интерьера жилого дома

7. Мебель и цвет в интерьере

8. Дизайн открытого пространства

9. Дизайн клумбы

10. Тюнинг автомобиля

11. Дизайн костюма

12. Понятие о стиле

13. Современные модные тенденции

14. Оптические иллюзии в костюме

15. Фитодизайн

16. Составление композиций из цветов

17. Итоговое занятие. Презентация и защита дизайнерских проектов

18. Повторение пройденного материала

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

 

Итого              35часов
 

 

 

Основное содержание программы (35 ч)

 

Дизайн как средство моделирования предметной среды (4 ч).

 

Этот раздел знакомит учащихся с основными понятиями ди­зайна и предметами, с которыми работает дизайнер. С основны­ми законами композиции и цветоведения. Научит использовать законы композиции при создании образа. На втором занятии учащиеся выполняют зарисовку уравновешенной и динамичной композиции. Изготавливают трафарет для отделки интерьера.

 

Дизайн интерьера (10 ч).

 

Дизайн интерьера. Гармонизация пространства по фэн-шуй. Композиция интерьера жилого дома. Мебель в интерьере. Цвет в интерьере.

Этот раздел знакомит учащихся с различными стилями оформления интерьера. Знакомит с понятием «фэн-шуй». Изу­чив его, учащиеся научатся выделять зоны жилого дома, оформлять их в различных стилях, используя элементы фэн-шуй; вы­полнят зарисовку интерьера одной комнаты по выбору.

Здесь же учащиеся знакомятся с основными законами со­ставления композиции интерьера жилого дома. Рассмотрят гар­моничные сочетания цветов в интерьере. Познакомятся с вида­ми мебели в интерьере. Научатся выполнять эскиз меблирован­ной комнаты.

 

Дизайн открытого пространства (ландшафтный ди­зайн) (4 ч)

 

Ландшафтный дизайнер — очень востребованная профессия в наше время. Этот раздел знакомит учащихся с основными пра­вилами планировки открытого пространства; учит выполнять дизайн клумбы с учетом вегетации растений и составлять план садового участка.

 

Тюнинг автомобиля (2 ч).

 

Сейчас слово «тюнинг» уже знакомо почти всем автомоби­листам. Однако вызывает у людей неоднозначную реакцию. Связано это, скорее всего, с тем, что каждый по-разному, а точ­нее, по-своему, представляет себе смысл и результаты тюнинга. Изучив этот раздел, дети получают представление о тюнинге и знакомятся с законодательной базой, получают полное пред­ставление о работе дизайнера.

 

 

Дизайн костюма (8 ч).

 

Задача данного раздела — познакомить учащихся с основны­ми и выразительными средствами композиции костюма; на­учить определять стиль костюма, его назначение, элементы и выразительные средства композиции костюма.

Среди задач, которые призвана решать одежда, первооче­редное значение имеет выполнение эстетической функции. С помощью костюма люди всегда стремились украсить себя и весь предметный мир, окружающий их.

Поэтому одежда является предметом художественного твор­чества. Художник-модельер (или дизайнер по костюму) — это специалист, с работой которого предстоит познакомиться уча­щимся. Они познакомятся с понятием «эклектика». Научатся использовать оптические иллюзии в составлении композиции костюма, разрабатывать модели костюма на полную, на низкую и высокую фигуры.

 

Фитодизайн (4 ч).

 

Этот раздел познакомит учащихся с правилами составления композиций из цветов. Учащиеся научатся составлять компози­ции из искусственных цветов.

Цветы — важный атрибут жилого помещения. С их помощью можно достичь сочетаемости различных элементов дизайна; кроме того, они способны вызвать состояние психологического

комфорта.

На протяжении многих столетий цветы являлись олицетво­рением различных качеств и чувств человека. Так, красные розы всегда символизировали любовь, белая лилия — чистоту и непо­рочность, незабудки — память. Учащиеся с удовольствием со­здают композиции из готовых искусственных цветов, будь то панно или просто букет, используют предложенные варианты композиций.

 

Контроль знаний учащихся (2 ч).

 

По всем разделам предусмотрены практические работы, спо­собствующие получению детьми более полного представления о работе дизайнеров во всех направлениях.

Контрольно-оценочная деятельность заключается в выпол­нении творческих заданий (изготовление панно, эскиза интерье­ра или костюма, составление композиции из цветов), которые затем представляются учащимися на выставках.

Повторение пройденного материала (1ч.)